Как ни странно, фильм...не скажу: понравился...Но всё же, зная Бондарчука и общее состояние умов, я ожидала гораздо худшего. Hикакой явной мерзости и любезной электорату пошлости пока не обнаружено. Никто не позирует в туалете, не истекает слизью, не трахается, не хохмит, и никого не тошнит на зрителя. Слава труду! Вырезабельных эпизодов я с первого просмотра насчитала всего два: корабль со щупальцами, который надлежит признать самым идиотским изображением транспортного средства в фантастическом кино; и конечно же, ни в какие ворота не лезущая сцена с ниндзями (по-моему, Бондарчук с Бекмамбетовым просто поспорили на пол-литра). Повеселил Федор в халате со шлейфом. Отчего-то другие представители элиты одеты просто и функционально, т. е. это дело не спишешь на капризы инопланетной моды. Что ещё? Странный скафандр для пыток, в который заталкивают Вепря (или то был Кетшеф? Всё мелькает, бъётся, рвётся и слепит глаза – видно, клиповой стилистики как воспоминаний удалой рекламной юности колом уже оттудова не выбъешь!)
Рецензии вообще больше говорят о рецензирующих чем о фильме. Большинство, как водится, озабочено голубым прокурором и розовым танком. Отдельные лица критикуют актерскую игру. Я, честно говоря, таковой не заметила. Действующие лица разговаривают очень мало, да может, оно и к лучшему. Главный герой, по крайней мере, смотрится органично, хотя я бы так не сняла. Зато полностью соответствует своему времени, общественной системе, социальной прослойке и господствующей эстетике. Очевидно, многим это зеркало не льстит. Девушка Рада внешне представляет собой кульминацию голливудской моды на естественность – густые брови, нетоварный вид, фейс бледный неподкрашенный похож на Минни Драйвер, и только ноги, ладный верх и пышный низ символизируют уступку вкусам отечественного потребителя.
И некоторые, наконец, имеют серъёзные мировоззренческие претензии к Стругацким. Выслушивать их забавно. Так и хочется процитировать Булгакова: «Вы, конечно, человек девственный...» И дело не в том, что многие книгу не читали либо подзабыли. Ничего криминального, я сама ещё до Платона и Кьеркегора не дошла. Но если ты пишешь рецензию на фильм, не понимая, что он снят практически без изменений по книге, что книга лишь первая из трилогии о Максиме Каммерере, что трилогия только часть большой панорамы будущего, описанного во многих произведениях авторов, что существует целая «Вселенная Стругацких», развитая и продолженная, например, Сергеем Переслегиным, основанная на определенной философии и являющаяся частью грандиозного социального эксперимента, участниками которого все мы были и есть...Оно конечно случается. С нетерпением жду, чтобы критики обратили свежий глаз наТолстого или хоть «Графа Монте-Кристо», какая прелесть будут эти отзывы!
Кстати, на моей памяти это уже вторая волна разоблачений. Первая касалась в основном «Трудно быть богом», возможно, это было связано с интересом к бесконечному проекту режиссера Германа, не знаю. Вдруг оказалось, что Румата Эсторский и земные прогрессоры – гнилые интеллигенты, типичные представители малого народа, цинично проводящие над страной безответственные цивилизаторские эксперименты. Было это в ельцинские времена и отражало, безусловно, сопротивление попыткам Запада и Чубайса довести Россию до ручки. С приходом вменяемого президента, замирением Чечни и появлением Стабфонда, гЕрманский либеральный дискурс и сопутствующие разговоры сошли на нет. С воцарением КГБ и повышением благосостояния настала очередь КОМКОНа-2 и Мирового Совета. Эти структуры - мишень большинства молодых критиков. Павел Святенков даже нашел у братьев спецслужбистско-бюрократическую утопию масонского типа. Оказывается, коммунистическое общество А и Б населено рабами, которые находят счастье в непрерывном труде. На этом месте хочется прерваться и уточнить на какой планете обретается автор в свободное от ведения блога время. Поскольку не в коммунистической утопии, а в самом настоящем капиталистическом сегодня люди вкалывают как папа Карло, чтобы возвращать кредиты и поддерживать уровень жизни. (Главная коллизия всех голливудских фильмов – заработавшиеся герои, которым не хватает времени на семью, ибо начальство дёргает через день - спасать мир и увеличивать надои. Например, в США средняя длина годичного отпуска – 1 неделя, if any). И выражения «крысиные гонки» и «keep up to Joneses»– тоже не в СССР выдумали. Но Павлу Святенкову, видимо, довелось пожить в обществе где главная задача – разнообразить досуг. Не зря Каммерер ему напоминает пришельца с Рублёвки.
На данном уровне бесполезны уговоры припасть к первоисточнику, где русским языком неоднократно сказано, что в Мире Полдня с досугом всё в порядке. Помнится, они и на курорте среди самых обширных во Вселенной дюн валялись, и на тахоргов охотились. И с девушками там хорошо поставлено. Даже вывели породу эмоционалов, шатающихся по освоенным планетам и поглощающим впечатления. По неосвоенным планетам шатаются такие как Максим, и свободный поиск занятием однообразным не назовёшь. Всяко покруче ролевой игры. Да только люди будущего предпочитают отдыху любимое дело (см. «Понедельник начинается в субботу») А про мещан герой говорит: если поместить вас в хрустальные дворцы со всеми удобствами, вы всё равно будете играть в карты, пить пиво и ржать над семейными проблемами соседей. Добавим – и ругать правительство в Интернете.
Другой вариант (правоохранительный) представлен уважаемым Гоблином. Дмитрий Юрьевич справедливо возмущен инопланетной цивилизацией, способной на голубом глазу принять в гвардию неизвестного выродка без документов. Добавим: и без прописки! Казалось бы, обществу, погруженному в хаос после ядерного конфликта, простительно легкое отступление от Устава караульной службы. Ан нет. Этот взгляд отражает далеко зашедшую милитаризацию и бюрократизацию нашей жизни на рубеже 20-го –21-го веков. Из описания других миров фантастика выродилась в описание вооруженных конфликтов, однообразных сексуальных приключений (в самом деле, ничего нового не придумаешь. «Её грудь напряглась от желанья, соски отвердели» - даже если сосков этих восемь), и спецопераций с крутыми гаджетами. Одно слово, сепульки. Разведка, космические войны, спецназ, трудный выбор между тремя боевыми подругами и местная политика. На фоне эпохальных свершений дико выглядит предположение, что с героем может случиться этический конфликт. А нравственные проблемы представляются чем-то вроде геморроя. И это всего лишь по контрасту с разболтанными и легкомысленными героями Стругацких! Страшно подумать, что будет если показать современному кинозрителю что-нибудь из Ефремова. Ой, мама!
И ведь не скажешь, что гражданин Пучков не прав в плане бдительности. Увы, прошли времена гуманоидов, свободно гуляющих по ночам, без пропуска заходящих в лаборатории и отчаянно распивающих спиртные напитки с незнакомцами. А ведь каких-нибудь 20 лет назад это было реальностью для некоторых из нас. И чем закончилась эта вакханалия беззаботности, вправе спросить читатель? То-то и оно. По крайней мере, сей урок выучен, и уважающий себя обитатель прекрасного нового мира будущего прикладывается к сканерам в среднем каждые шесть секунд, и в собственную ванную без проверки сетчатки глаза не заходит. Понимаем, не маленькие.
Что я могу ещё сказать? Странно выглядит саракшианская толпа – гибрид тусовки с базаром, так что даже на «Пятый элемент» смахивает. Вроде это самое рабочее дневное время, тоталитаризм свирепствует, откуда же богемный андерграунд плюс девочки нетяжелого поведения кругом? Зато неожиданно понравилась ночная крыша с монорельсом и дирижаблями, это, прямо скажу, находка режиссера. Между прочим, рефракция с загибом горизонта показана крупным планом несколько раз и очень внятно, так что нечего тут. Голованы, конечно, напоминают вурдалаков заместо собак. Кому-то следует разъяснить съёмочной группе истинное значение термина «мутация».
В целом, рубикон перейден. Ждём экранизации «Хищных вещей века».