aerys (aerys) wrote,
aerys
aerys

Category:

Регулярность кормления

Надеюсь, многие помнят этот рассказ Шекли? Но я сейчас хочу поговорить не о кормлении, а о воспитании, и тут, по-моему, крайне важна не столько регулярность, сколько актуальность.

Одна из проблем, подточивших и в результате уничтоживших СССР, состоит в том, что он так и не выработал стройной системы светской, нерелигиозной общественной и личной этики.
Мы знаем кодекс строителя коммунизма, педагогические проекты Макаренко и Сухомлинского, идеи Стругацких о том, что "знание и труд должны стать смыслом жизни". В жизни же было совсем другое. Каждое поколение после 60-х, на мой взгляд, все больше и больше дичало. Ефремов писал о крахе трудовой этики. Очень многие писатели и публицисты поднимали вопросы личных качеств и межличностных взаимоотношений, а в реальности все уходило в вакуум, и этот вакуум затягивал образованных, вроде бы, людей, в совершенно архаичные деревенские, "блатные" или псевдоаристократические модели отношений между людьми и полами, в моральный релятивизм, религиозные и эзотерические искания, буржуазные личные и производственные паттерны.
Общепринятая практика школьного воспитания совершенно провалилась. Практика эта была основана, во многом, на уроках Великой Русской Литературы, которая должна была оздоровить и возвысить 12-17 летних подростков до уровня Андрея нашего Болконского и Наташи Ростовой. Не говоря уже о том, что сам Андрей Болконский - порядочная дрянь (мне всегда казалось, что дожив до старости, он стал бы точной копией своего самодура-папаши), непонятно: кому пришла в голову дикая идея, что школьники 20-го века должны брать пример с героев из малопонятных им социальных кругов высшего сословного общества Российской империи? Да, эти герои решают свои нравственные и жизненные проблемы, многие из них весьма специфические для тех времен и ситуаций. Соображения о том, что не нужно жениться из-за приданого (хотя Николай Ростов женился-таки), нехорошо жульничать в карты и драться на дуэли, а родину лучше любить пассивно, - явно не самые животрепещущие для семиклассника 80-х.
Все серьезные и больные вопросы замалчивались и оставались тайной, покрытой мраком. Я даже не имею в виду политику или секс. Какими должны быть отношения в семье? А между одноклассниками? Младшими и старшими? Что позволительно, что - нет? На чем основаны запреты? Каковы последствия нарушений?

У прекрасного писателя Тендрякова есть сборник "Расплата", и там можно найти целую энциклопедию проблем позднего социализма. Руководство и плановое хозяйство, координация отраслей промышленности, строительства и науки, мировззренческие и межличностные столкновения, и воспитание, конечно же.
В одной повести ("60 свечей") заслуженный учитель получает на день рождения конверт с угрозой его убить - от неназвавшегося бывшего ученика. Герой всю жизнь преподает историю в местной школе, фактически - один из отцов-основателей небольшого городка, всеми уважаемый и любимый. А у самого в семье, как выясняется, полная фигня - две дочери сбежали из дома, теряя тапочки, третья забеременела в 16 со скандалом, подалась в баптисты и живет с алкашом. Дома с женой нет не только образцовых, но даже просто теплых личных отношений, каждый сам по себе. В прошлом - единственная несбывшаяся любовь, предательство и куча нерешенных вопросов.
В двух повестях главгер и жена главгера уходят в богоискательство, бросают семьи. Еще в одной сын убивает папу-алкоголика из охотничьего ружья последнего. Опять же классный руководитель сына, порядочный мужик и бывший фронтовик, увлеченный своим делом, не в состоянии понять, как это вышло, что он всю жизнь учил детишек возвышенному на примерах из Пушкина и Лермонтова, а в соседнем доме мужик регулярно избивает жену и сына, все знают, и всем по фиг.

Много можно сказать на эту тему, предыдущие выпуски здесь и здесь.

Главное, - что простой социализации ни героев Тендрякова, ни реальных школьников от 70-х до 90-х так и не произошло, что с Наташей Ростовой, что без.

Я считаю, что образование и социализация все же вещи разные. Одинаково важные для будущего.
Скорее всего, надо в школе не только и не столько литературу преподавать, а некий гуманитарный блок. Обзор современных научно-популярных работ, от палеонтологии до астрофизики. Потом антропологию, историю культуры, немного искусствоведения, по выбору.
Следующий предмет можно назвать психофизиологией, а можно тупо социализацией. Основы медицины, ухода за собой и другими. Развитие человека и психология, по Эриксону. Межличностные отношения и ролевые игры. Да, моделирование и проигрывание возможных сценариев на улице, в семье и коллективе, с последующим разбором. Секс, предохранение и личные границы. Сетевая безопасность и этикет. Социальные и юридические нормы. Как вести себя при нападении, в случае аварии или развода, на курорте и в аэропорту, в больнице и суде.

И периодически менять нормы, темы и ситуации. Может быть, согласно результатам общественных референдумов.
Вот от этого будет польза.

Tags: Антропология, Работа над ошибками, важнейшим является
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 592 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →